Каждый родитель сталкивается с моментом профессионального самоопределения своего ребенка. Есть ли необходимость каждому выпускнику школы поступать в высшее учебное заведение?
Дело в том, что в жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Подчеркиваю - именно он, а вы на данном этапе можете только помочь, подсказать, эмоционально поддержать, дать ему веры в собственные силы. Но, ни в коем случае, не определять его будущее самим.
Профессиональное определение происходит в 15-16 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с интимно-личностной - на профессиональную. Для ранней юности характерна устремленность в будущее.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план -решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые мечты о будущем.
Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее в общих чертах, а сознавать способы достижения поставленных целей.
Устремленность в будущее только тогда благоприятно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что потом будет еще лучше.
В этих условиях школа должна оказать образовательную поддержку в самоопределении молодых люден. Задача школы - воспитание человека, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассником всегда, и если он не наделен большими способностями, или даже имеет некоторые проблемы с учебой, то для него проблема выбора профессии стоит особенно остро. А если при этом родители, только из лучших побуждений, требуют обязательно поступить в ВУЗ и учиться, в последствии получая удовлетворение, то такой ребенок будет несчастен в высшей мере и вскоре выдохнется.
Поэтому родителям необходимо реально оценить возможности и способности своего ребенка и направить его по пути дальнейшего развития, будь это ВУЗ или колледж. Ведь всегда можно среди огромного спектра профессий выбрать ту, которая подойдет по склонностям и способностям, а также, что не менее важно, по коммуникативным возможностям.
Письменные источники свидетельствуют о том, что профессиональный отбор существовал уже на заре человеческой цивилизации. Шумеры (V-VI вв. до нашей эры) тщательно проверяли юношей перед тем, как допустить их к участию в военных действиях. Причем проверялись не только физические характеристики (сила, быстрота, меткость), но и психологические. А в Древнем Египте жестокий отбор проходили будущие жрецы. В результате выявлялись нравственные, трудовые, волевые и интеллектуальные качества кандидатов.
Основная проблема выбора - это незнание выпускником мира профессий. Поэтому в правильном выборе профессии вашему ребенку всегда будет рад помочь психолог, имеющий в своем арсенале специальные методы профориентации подростков. И именно он, узнав о способностях, склонностях и мотивации вашего ребенка, сможет предложить варианты его обучения подходящей ему профессии (либо сразу ВУЗ, либо сначала колледж, а потом по осознанному желанию молодого человека -ВУЗ).
Но каждому из вас не будет лишним знать основные аспекты правильного выбора профессии. Существуют три принципа выбора профессии:
- знание и учет своих собственных возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
Ученые выявили факторы выбора профессии, которыми неосознанно руководствуются подростки.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Отношение семьи:
- помощь родителей в выборе;
- свобода выбора;
- несогласие с выбором.
Отношение друзей и сверстников:
- советы друзей;
- «за компанию».
Отношение преподавателей:
- помощь в формировании умений и навыков;
- выявление интересов, способностей и склонностей.
«Личный план»:
- главная цель «кем я буду»;
- пути и средства достижения цели;
- самостоятельность выполнения профессионального плана.
Способности:
- уровень развития способностей;
- особенности индивидуально-психологических способностей.
Стремление к признанию:
- оценка своих успехов и неудач;
- честное отношение к успехам других,
- мнение коллектива.
Информированность:
- средства массовой информации о специализации учебных заведений и предприятий;
- устаревшие источники информации;
- предвзятое отошение к профессии.
Склонности:
- любимое занятие;
- желание больше узнать о любимом деле;
- активность в освоении.
Можно сделать вывод что, именно вы, родители имеете непосредственное влияние на правильный выбор профессии своего ребенка. И очень важно, чтобы вы это осознали и помогли определить приоритеты на будущее вашему выпускнику.
Цель профессиональной ориентации - оказание психологической помощи в выборе профессии с учетом мотивационных, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических и эмоциональных особенностей личности, с учетом рынка труда и личных интересов.
К сожалению, в настоящее время молодежь видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит.
А бывают и такие случаи, что молодой человек, уже работая по выбранной специальности, понимает, что ему необходимо продолжить образование в высшем учебном заведении. Это, в принципе, идеальный вариант самоопределения. Так как это будет его осознанный выбор!
Вот и получается, что высшее образование является не самоцелью, а средством в достижении успеха в выбранной профессии.
НЕСКОЛЬКО ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ:
Выбор профессии - это выбор пути обучения профессии.
Профессии могут быть разными, но все они равноценны.
Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути.
Нет неинтересных профессии, а есть незаинтересованные ими люди.
Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным.
Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много других.