Каждый родитель сталкивается с моментом профессионального  самоопределения  своего ребенка. Есть ли необходимость каждому выпускнику школы поступать в высшее учебное заведение?

Дело в том, что в жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем  будущем. Подчеркиваю - именно он, а вы на данном этапе можете только помочь, подсказать, эмоционально поддержать, дать ему веры в собственные силы. Но, ни в коем случае, не определять его будущее самим.

Профессиональное  определение происходит в 15-16 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с интимно-личностной - на профессиональную. Для ранней юности характерна устремленность в будущее.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план -решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые мечты о будущем.

Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя   назвать   жизненной   перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее в общих чертах, а сознавать способы достижения поставленных целей.

Устремленность в будущее только тогда благоприятно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных       условиях       развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что потом будет еще лучше.

В этих условиях школа должна оказать образовательную поддержку в самоопределении молодых люден. Задача школы - воспитание человека, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассником всегда, и если он не наделен большими способностями, или даже имеет некоторые проблемы с учебой, то для него проблема выбора профессии стоит особенно остро. А если при этом родители, только из лучших  побуждений, требуют обязательно поступить в ВУЗ и учиться, в последствии получая удовлетворение, то такой ребенок будет несчастен в высшей мере и вскоре выдохнется.

Поэтому родителям необходимо реально оценить возможности и способности своего ребенка и направить его по пути дальнейшего развития, будь это ВУЗ или колледж. Ведь всегда можно среди огромного спектра профессий выбрать ту, которая подойдет по склонностям и способностям, а также, что не менее важно, по коммуникативным возможностям.

Письменные источники свидетельствуют о том, что профессиональный отбор существовал уже на заре человеческой цивилизации. Шумеры (V-VI вв. до нашей эры) тщательно проверяли юношей перед тем, как допустить их к участию в военных действиях. Причем проверялись не только   физические   характеристики   (сила, быстрота, меткость), но и психологические. А в Древнем Египте жестокий отбор проходили будущие жрецы. В результате выявлялись нравственные,    трудовые,    волевые    и интеллектуальные качества кандидатов.

Основная проблема выбора - это незнание выпускником мира профессий. Поэтому в правильном выборе профессии вашему ребенку всегда будет рад помочь психолог, имеющий в своем    арсенале    специальные    методы профориентации подростков. И именно он, узнав о способностях, склонностях и мотивации вашего ребенка, сможет предложить варианты его обучения подходящей ему профессии (либо сразу ВУЗ, либо сначала колледж, а потом по осознанному желанию молодого человека -ВУЗ).

Но каждому из вас не будет лишним знать основные   аспекты   правильного   выбора профессии. Существуют три принципа выбора профессии:

- знание и учет своих собственных возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.

Ученые выявили   факторы   выбора профессии, которыми неосознанно руководствуются подростки.

 

 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 

Отношение семьи:

- помощь родителей в выборе; 

- свобода выбора; 

- несогласие с выбором. 

Отношение друзей и сверстников: 

- советы друзей; 

- «за компанию».

Отношение преподавателей: 

- помощь в формировании умений и навыков; 

- выявление интересов, способностей и склонностей. 

 

«Личный план»:

- главная цель «кем я буду»; 

- пути и средства достижения цели; 

- самостоятельность выполнения профессио­нального плана.

 

Способности:

- уровень развития способностей; 

- особенности индивидуально-психологичес­ких способностей.

 

Стремление к признанию:

- оценка своих успехов и неудач;

- честное отношение к успехам других, 

- мнение коллектива.

 

Информированность: 

- средства  массовой   информации   о специализации    учебных    заведений    и предприятий; 

- устаревшие источники информации; 

- предвзятое отошение к профессии.

 

Склонности: 

- любимое занятие;

- желание больше узнать о любимом деле;

- активность в освоении.

 

Можно сделать вывод что, именно вы, родители имеете непосредственное влияние на правильный выбор профессии своего ребенка. И очень важно, чтобы вы это осознали и помогли определить приоритеты на будущее вашему выпускнику.

Цель  профессиональной  ориентации  - оказание психологической помощи в выборе профессии    с    учетом    мотивационных, психофизиологических,  интеллектуальных, характерологических     и     эмоциональных особенностей личности, с учетом рынка труда и личных интересов.

К сожалению, в настоящее время молодежь видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит.

А бывают и такие случаи, что молодой человек,   уже   работая   по   выбранной специальности, понимает, что ему необходимо продолжить образование в высшем учебном заведении. Это, в принципе, идеальный вариант самоопределения. Так как это будет его осознанный выбор!

Вот   и   получается,   что   высшее образование является не самоцелью, а средством в достижении успеха в выбранной профессии.

  

НЕСКОЛЬКО  ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ:

 

Выбор профессии - это выбор пути обучения профессии.

 

Профессии могут быть разными, но все они равноценны.

 

Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути.

 

Нет неинтересных профессии, а есть незаинтересованные ими люди.

 

Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным.

 

Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много других.