Воспитание без насилия

 

Персональный сайт

социального педагога

Пискуновой Ирины Юрьевны

Воспитание без насилия

 

Статистика показывает, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.

Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:

  • Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужили такого отношения».
  • Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».
  • Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему». Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».
  • Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
  • Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»

Уважаемые родители, если  Вы    не  понимаете  причин неправильного   поведения    ребенка, обратитесь за   разъяснениями   к специалистам.

Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь,     по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация-мысли-чувства-действия.

 

1. Ситуация. Причины

Поведение  ребенка,  которое  может привести к физическому наказанию:

  • не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
  • обманывает;
  • ворует;
  • не выполняет домашних обязанностей;
  • ломает игрушки, портит вещи;
  • капризничает во время еды, при отходе ко сну;
  • надоедает, пристает, требует;
  • делает все медленно;
  • плохо учится;
  • ноет, хнычет.

 

2. Мысли

Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», скоторым они сравнивают своего реального. Они не  учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а я таким, каким они себе его воображаю Неправильные представления о том, каким должен   быть   ребенок,   завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным реакциям  на поведению своего, а не идеального ребенка.

 

3. Чувства

Отрицательные  чувства  родителей раздражение, гнев, ярость, - если с ними не  справиться,  приводят    к    действиям (физическому наказанию).

 

4. Действия

Физические  наказания,   которые,  по мнению родителей,  станут для  него заслуженными   и  заставят   изменить  поведение.

Эту цепь родители могут прервать на  любом этапе.

Воспользуйтесь при воспитании вашего ребенка следующими советами:

1. На уровне ситуации

Вы можете изменить ситуацию так, чтобы  ребенку   незачем   было   вести   ceбя  неправильно.

Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет  демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите.  Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

 

2. На уровне мыслей и образов

  • Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение:    присматривайте    за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности.

  • И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.

Пример: ребенок обманывает.

Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.

 

3. На уровне чувств

Если поведение ребенка все-таки вызвало у  вас  раздражение,  гнев,  то  ваши отрицательные эмоции не  обязательно должны   выражаться   в   физическом наказании.

Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».

Предложение: используйте те приемы самоуспокоения,   которые   вы   знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

 

4. На уровне действий

Если часто наказывать детей,        то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение:    кроме    физического наказания   существуют   другие   меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.

   

ВНИМАНИЕ!

Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:

  • отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется? 

  • не требуете ли   вы от него слишком многого? 

  • может быть, поступок   ребенка, за который его наказывают, - это сигнал тревоги, говорящий, что он  попал в трудную ситуацию? 

  • можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию?

 

Дата последнего обновления страницы 28.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
B Roll provided by Videezy
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения